- Главная
- Для жителей
- Новости и репортажи
- «Особенности проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2024 году»
«Особенности проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2024 году»
03 мая 2024, 06:07
В текущем году сохраняется действие моратория на проведение
контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ), введенного
постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях
организации и осуществления государственного контроля (надзора),
муниципального контроля» (далее – постановление № 336).
Организация большинства контрольных (надзорных) мероприятий
допускается лишь после согласования их проведения с органами
прокуратуры. Наиболее часто проводятся внеплановые контрольные
(надзорные) мероприятия по следующим основаниям:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда
здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда
здоровью граждан;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных
требований;
в связи с истечением срока исполнения предписаний.
В настоящее время развитие риск-ориентированного подхода в части
применения индикаторов риска направлено на расширение сфер его
применения, в этой связи количество заявлений органов контроля (надзора) о
проведении внеплановых КНМ на основании индикаторов риска значительно
увеличилось по сравнению с 2023 годом.
Индикаторы риска указывают на соответствие или отклонение от
параметров объекта контроля, что само по себе не является нарушением, но с
высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии таких нарушений
и риска причинения вреда. Перечни индикаторов риска утверждаются
федеральным органом исполнительной власти для вида федерального
контроля, для вида регионального контроля - высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для вида
муниципального контроля - представительным органом муниципального
образования. С данными перечнями заинтересованные лица вправе
ознакомиться на сайтах органов контроля, в ФГИС «Единый реестр видов
контроля», а также в справочных правовых системах (КонсультантПлюс,
ГАРАНТ).
Допускается проведение внеплановых контрольных (надзорных)
мероприятий без согласования с органами прокуратуры по основаниям,
императивно закрепленным в постановлении № 336
Такие проверки проводятся органами контроля (надзора), к примеру:
во исполнение поручений Президента Российской Федерации,
Председателя Правительства Российской Федерации;
при наступлении события, указанного в программе проверок по ряду
видов контроля; в рамках регионального государственного лицензионного контроля за
осуществлением предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирными домами и регионального государственного жилищного
контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с
защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
С извещением органов прокуратуры допускается проведение
внеплановых проверок в отношении некоммерческих организаций, а также
религиозных
организаций
территориальными
подразделениями
Министерства юстиции Российской Федерации.
Постановление № 336 постепенно претерпевает изменения
посредством установления особенностей осуществления отдельных видов
контроля (надзора).
Приложениями № 1 и № 2 к постановлению № 336 установлены
особенности оценки соблюдения обязательных требований к розничной
реализации табачной и никотинсодержащей продукции, кальянов и
устройств для потребления никотинсодержащей продукции, а также оценки
соблюдения обязательных требований к розничной продаже алкогольной и
спиртосодержащей продукции.
В случае если в рамках федерального государственного контроля
(надзора) в области защиты прав потребителей в ходе выездного
обследования выявлены нарушения обязательных требований в части
розничной реализации табачной или никотинсодержащей продукции,
кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции
лицом, не зарегистрированным в информационной системе мониторинга, то
допускается незамедлительное проведение контрольной закупки или
мониторинговой закупки.
В случае если при проведении в рамках регионального
государственного контроля (надзора) в области розничной продажи
алкогольной и спиртосодержащей продукции выездного обследования
выявлены
признаки
нарушения
ряда
обязательных
требований,
предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной
продукции», при условии, что в отношении лица за предшествующие 6
календарных месяцев выявлялись аналогичные нарушения обязательных
требований, допускается незамедлительное проведение контрольной закупки
или мониторинговой закупки, в рамках которой проведение экспертизы,
испытания не является обязательным.
В указанных случаях принятие решений о проведении контрольной
закупки или мониторинговой закупки, а также согласование и уведомление
органов прокуратуры не требуются.
Кроме того, правом на проведение незамедлительной контрольной
закупки при выявлении признаков нарушений обязательных требований в
рамках выездного обследования наделены налоговые органы в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за
соблюдением законодательства Российской Федерации о применении
контрольно-кассовой техники.
Органами прокуратуры посредством мониторинга ФГИС «Единый
реестр контрольных (надзорных) мероприятий» дается оценка законности
проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в целях
обеспечения выполнения поставленных руководством страны задач
снижения нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности и
формирования благоприятного инвестиционного климата.
Прокурор района Д.Н. Пастухов